Блеск Голливуда: как украшения «работают» на экране

Многие классические голливудские киноленты, такие как «Клеопатра», «Унесенные ветром», «Касабланка», «Джентльмены предпочитают блондинок», или более современные фильмы – «Красотка», «Титаник», «Великий Гэтсби» — в немалой степени обязаны своим успехом так называемой костюмной бижутерии и ювелирным украшениям.

Старина Джозефф

«Бриллиантовая» эпоха кино началась в 1930-е годы c имени Юджина Джозеффа, первого официального ювелира Голливуда. Юджин родился в Чикаго в 1905 году, его родители, австрийские диссиденты, были далеки от индустрии кино, но мальчик с детства проявлял повышенный интерес к обработке металлов, и позже это увлечение стало его пропуском в Голливуд. Свою карьеру Джозефф начал художником-графиком в рекламном агентстве, а на досуге увлекался художественным литьем и дизайном украшений.

В конце 1920-х Юджин вместе с братом Джеймсом переехал в Лос-Анджелес, чтобы попытать счастья в кинорекламе, но в разгар бушевавшей тогда в Штатах Великой депрессии работа в местном агентстве не принесла братьям желаемой прибыли. Однако в киноиндустрию Юджин все-таки попал благодаря знакомству со знаменитым художником по костюмам Уолтером Планкеттом, который устроил его помощником костюмера.

О призвании киноювелира Юджин впервые задумался в 1934 году, после того как посмотрел картину «Романы Челлини», в которой актрисы Констанс Беннетт и Люсиль Болл в дополнение к историческим костюмам XVI века носили украшения из века двадцатого. Несочетаемость стилей настолько потрясла Джозеффа, что он твердо решил изменить ситуацию и заняться изготовлением эксклюзивных украшений для фильмов.

В 1935 году Юджин открыл собственную ювелирную мастерскую и вскоре благодаря упорству и полезным связям в Голливуде дело пошло в гору. Юджин запатентовал компанию под именем Joseff of Hollywood и стал сотрудничать с крупнейшими киностудиями, поставляя им ювелирные украшения, выполненные под заказ, или же предоставляя напрокат уже готовые вещи. Используя изображения из исторических книг и собственное воображение, Джозефф создавал уникальные изделия, воплощающие дух той или иной эпохи. Через несколько лет в коллекции Джозеффа было уже около 3 млн (!) наименований, доступных для съемок или выходов в свет.

Правда, драгоценностями в классическом понимании они не были: свои творения Джозефф создавал из золота с некоторым количеством примесей и всегда оставлял его матовым, не только для винтажного эффекта, но и для того, чтобы украшения не бликовали в свете cофитов. В оправе из этого золота, а порой и серебра с медью иллюзорно сверкали самые разные недрагоценные материалы: поделочные и полудрагоценные камни, хрусталь, искусственный жемчуг, бакелитовая смола в сочетании с деревом и эмалью.

За несколько лет ювелирный Дом Joseff of Hollywood стал излюбленным местом голливудских дизайнеров и кинодив, которые заказывали копии экранных украшений для своих личных коллекций. Частыми гостями Дома были и состоятельные дамы, далекие от мира кино, но преклоняющиеся перед стилем таких актрис, как Джоан Кроуфорд, Марлен Дитрих, Бэт Дэвис, и страстно мечтавшие им подражать. Украшения Joseff of Hollywood стали классикой кино в не меньшей степени, чем и картины, в которых они «снялись». Образы Вивьен Ли, Мэрилин Монро, Грейс Келли или Элизабет Тейлор в картинах «Унесенные ветром» (1939), «Джентльмены предпочитают блондинок» (1953) «Высшее общество» (1956) и «Клеопатра» (1963) стали каноническими в немалой доле благодаря украшениям мастера.

Ювелирный Дом Joseff of Hollywood функционирует и сегодня, хотя его основатель погиб в авиакатастрофе еще в 1949 году, а сам бренд последние полвека не является лидером в костюмной бижутерии. Тем не менее в активе мастерской имеются новые крупные проекты: украшения для фильмов «Пираты Карибского моря», «Атлант расправил крылья. Часть I» и «Последний Крестный отец». Бижутерию Джозеффа по-прежнему можно приобрести по цене от $100 до $2000 за изделие — популярный онлайн-магазин EBay выставляет на продажу примерно 10-15 лотов в месяц.

От Клеопатры до «Титаника»

В современном кинопроизводстве эстафету по изготовлению костюмной бижутерии переняли ведущие ювелирные дома мира. Начало романа именитых создателей драгоценностей и кинематографа положил уже упомянутый выше фильм «Клеопатра» 1963 года, где в главной роли блистала Элизабет Тейлор. Египетская царица на экране, в жизни кинодива обожала творения Bulgari и в перерывах между съемками проводила в бутике ювелирного Дома немало времени. По-видимому, именно по ее настоянию часть украшений и декоративных предметов для «Клеопатры» создавалась в мастерских Bulgari, в то время как другая часть по традиции была изготовлена Joseff of Hollywood. Кстати, на память о судьбоносном фильме (именно на его съемках Тейлор встретила любовь всей своей жизни Ричарда Бартона) актриса приобрела для себя зеркало из желтого золота и бирюзы работы Bulgari. Занятно, что в самом Доме этого факта не помнили, но, когда на аукционе Christie’s в декабре 2011 года в Нью-Йорке с молотка уходила личная коллекция драгоценностей кинозвезды, бренд выкупил этот артефакт для своего музейного собрания, несмотря на то что при эстимейте в $8000-12 000 цена зеркала поднялась до $194 500.

Одним из самых запомнившихся зрителям экранных украшений последних десятилетий стало колье «Cердце океана» из киноэпоса «Титаник» 1997 года. Эта драгоценность превратилась в своего рода символ фильма и впоследствии принесла его создателям немалую прибыль. По сюжету синий сапфир в форме сердца, украшающий колье La Coeur de la Mer, который миллионер Кэл (Билли Зейн) преподносит в подарок своей невесте Розе (Кейт Уинслет) в ночь перед крушением «Титаника», принадлежало Людовику XVI. Но это в кино. В реальности же уникальное украшение французского короля было выдумано сценаристами картины и изготовлено ювелирным Домом Asprey & Garrard. Несмотря на впечатляющий дизайн, колье обошлось команде Джеймса Кэмерона всего в $10 000. Дело в том, что в оправе из белого золота вместо синего сапфира (а достойный по качеству сапфир подобного размера — около 400 карат — сегодня раритет баснословной стоимости) ювелиры поместили голубой цирконий. В настоящее время оригинал хранится в частной коллекции некого Джорджа Холмса, который приобрел изделие у 20th Century Fox в 2009 году.

Успех «Титаника» вдохновил Asprey & Garrard на создание более ценного образца «Сердца океана». Платиновое колье, украшенное синим сапфиром в 171 карат в оправе из 103 бриллиантов, было выставлено на благотворительном аукционе Sotheby’s в 1998 году и продано за $2,2 млн клиенту Asprey, имя которого не разглашается, c тем условием, что Селин Дион наденет его на 70-ю церемонию вручения наград американской киноакадемии «Оскар» по случаю 20-летия кинокартины.

А вот самым дорогим украшением, когда-либо «снявшимся» в кино, является бриллиантовое колье танцовщицы кабаре Сатин (Николь Кидман) из мюзикла «Мулен Руж» 2001 года. Ажурный воротник был выполнен в мастерских Canturi в стиле украшений Belle Epoque, инкрустирован 1308 бриллиантами весом 134 карата и обошелся в $1 млн. Правда, режиссер Баз Лурман изначально думал создать украшение из искусственных бриллиантов, но австралийский ювелир Стефано Кантури убедил склонного к широким жестам соотечественника использовать исключительно настоящие драгоценные камни.

Свежие силы

Из относительно недавних ювелирных кинопотрясений зрителям наверняка особо запомнились украшения и аксессуары в картине «Великий Гэтсби», изготовленные для всех ее главных героев американским ювелирным домом Tiffany & Co; драгоценности французского Дома Chanel, дополнившие наряды Киры Найтли в очередной экранизации «Анны Карениной»; изделия швейцарской компании Chopard, созданные для Наоми Уоттс, сыгравшей «принцессу сердец» в картине «Диана.История любви»; а также драгоценности Cartier, копии собственных исторических изделий Дома, «исполнившие» свою роль на пару с Николь Кидман в картине «Грейс — княгиня Монако».

В экранизации романа «Великий Гэтсби» перед зрителем блистает целая «труппа». Ювелирный Дом Tiffany & Co. совместно с дизайнером по костюмам Кэтрин Мартин создал для героинь фильма одноименную коллекцию из нескольких десятков драгоценностей в стиле ар-деко, впрочем, включив в их образы и пару подлинных вещиц 1920-х годов из архива Дома. Жемчужиной современной коллекции стало бандо Savoy стоимостью $200 000, усыпанное бриллиантами в 25,04 карата и речным жемчугом, которое сверкает в прическе Дейзи (Кэри Маллиган) на балу в особняке Гэтсби.

Выбор драгоценностей Дома Chanel для финального образа Карениной-Найтли художницей по костюмам Жаклин Дюрран вполне оправдан их авторским стилем: тонко сплетенные из бриллиантов, камелий и жемчуга, они вполне ложатся и в викторианскую эпоху романа. К тому же сама актриса уверяет, что колье Camelia Poudre из белого золота и бриллиантов общим весом под 100 карат и широкий браслет из нескольких рядов белоснежного жемчуга акойя помогали ей «влезть в шкуру» Анны Карениной, понять ее характер, главной чертой которого для Киры являлось тщеславие, и богатство украшений Chanel удачно его подчеркнули.

В кинобиографию «Диана. История любви» вошло немало знаковых сцен из реальной официальной жизни принцессы Дианы, где она блистала в знаменитых фамильных драгоценностях британской короны. Украшения по-прежнему хранятся под семью замками и доступны лишь для членов королевской семьи, так что художник по костюмам Джулиан Дей и режиссер фильма Оливер Хиршбигель решили найти им реальную замену, не желая использовать фальшивые драгоценности.

Исполнить украшения было поручено Дому Chopard. И надо сказать, что бриллиантовое колье, серьги с бриллиантами и синими сапфирами, а также серьги с серым жемчугом акойя, в которых актриса Наоми Уоттс появляется в нескольких сценах, замена, может быть, не равная, но все же уровня кинопринцессы достойная.

Еще одни королевские драгоценности, – на этот раз для фильма Оливье Да­ана «Грейс — княгиня Монако», – сделал Дом Cartier, и не без оснований: французские ювелиры воспроизвели пять собственных драгоценностей 1950-х годов, которыми владела Грейс Монакская. Эти украшения — обручальное кольцо с бриллиантом весом 10,47 карата, тиару с бриллиантами и рубинами, колье их трех рядов бриллиантов круглой и багетной огранки, а также броши в виде курицы-наседки из перламутра и жемчуга 1957 года и пуделя в россыпи 270 бриллиантов 1958 года — в фильме носит Николь Кидман, исполняющая роль княгини: актриса появляется в них в тех же сценах, в которых в реальности их носила Грейс Монакская.