Модернистская архитектура: самые удивительные примеры

Архитектура модернизма, несмотря на отсутствие традиционных декораций, может похвастаться уникальными сооружениями, которые запоминаются своими необычными решениями. Новые стройматериалы и технологии позволили создать формы зданий, которые раньше были невозможны. Особенно это повлияло на архитектуру сооружений с огромными внутренними пространствами: цирков, рынков, концертных залов, спортивных и выставочных комплексов.

Такие тенденции характерны для архитектуры многих стран, встречаются они и на постсоветском пространстве. Так, интересны своей архитектурой цирки в Днепре, Кишиневе, Казани, Краснодаре, Москве и Ташкенте, рынок Чорсу в Ташкенте, Даниловский рынок в Москве, концертный зал в Ереване и летний театр в Днепре.

Кроме рынков, цирков и выставочных центров просторные модернистские конструкции характерны для еще одного типа зданий, которые в СССР не строились, — храмов. Лучшими примерами можно назвать похожие друг на друга храмы Святой Марии в Токио и Сан-Франциско, а также подозрительно напоминающие советскому человеку цирки и рынки кафедральный собор в Бразилиа и собор Святой Марии Гваделупской в Мехико.

В большинстве случаев для перекрытия огромных залов в мире используют купольные либо шатровые конструкции. В Киеве же есть сооружения, построенные по иному принципу: кровля держится на большепролетных покрытиях, провисающих между опорными конструкциями. Все это создает эффект вогнутой крыши.

Владимирский рынок

Первым из таких сооружений стал Владимирский рынок в Киеве (Антоновича, 115), построенный в 1965—1968 годах архитектором Г. К. Ратушинским и инженером Л. Г. Дмитриевым. Рынок площадью 3 181 квадратный метр рассчитан на 485 торговых мест, имеет 19 холодильных камер, специальное морозильное отделение и несколько лифтов. Павильон достигает 20 метров в высоту, кровля держится на металлических конструкциях, а стены полностью сделаны из стеклянных блоков.

Дом мебели

Одно из наиболее изящных зданий с висячим покрытием — центральный Дом мебели, построенный в 1973 году по проекту Н. Б. Чмутиной и Ю. А. Чеканюка. Дом мебели примечателен экспериментальными конструкциями крыши: кровля держится на поперечных вогнутых балках, соединяющих углы здания по диагонали. Центральный зал перекрыт висячей металлической мембраной размером 63,3 х 63,3 метра. Покрытие собрано из отдельных металлических панелей толщиной 4 миллиметра, свариваемых при монтаже. На мембрану уложены изолирующие и утепляющие материалы.

Дом мебели задумывался как двухэтажный торгово-выставочный центр в форме квадрата со стороной 63 метра и общей площадью 16 270 квадратных метров. В нем можно было не только приобрести мебель, но и посмотреть на оформленные мебельные композиции, имитирующие интерьеры квартир. Помимо торговых и выставочных помещений в Доме мебели работали кинозал на 50 мест и кафетерий на 40 мест.

Житний рынок

Еще одно здание с большепролетным висячим покрытием — Житний рынок на Подоле. Его построили в 1974—1980 годы по проекту архитекторов В. Штолько, Г. Ратушинского, О. Мониной и конструктора Б. Бернарского. На момент строительства крытый рынок на 1 350 торговых мест (плюс еще 600 на открытой площадке рядом с павильоном) был крупнейшим крытым рынком в Европе. Из-за небольшого размера участка уместить на нем столько торговых точек оказалось невозможно и их распределили на нескольких этажах и балконах.

При работе над проектом авторы пытались создать целостное восприятие внутреннего и внешнего вида здания. Для этого приподняли часть покрытия по длинным сторонам периметра, убрав поддерживающие конструкции внутрь. Что интересно, толщина железобетонной оболочки составляет всего 5,7 сантиметра, а расчет прочности конструкций, представляющих собой сложную нелинейную систему, проводился с помощью специальных компьютерных программ.

Не забыли и о функциональности рынка. В здании находились склады и холодильные камеры, оросительные установки для зелени. Каждое рабочее место обеспечили горячей и холодной водой, что было важно для санитарной обстановки.

При работе над проектом большое внимание уделялось деталям. Поскольку здание находится на месте, где издавна существовал базар, фасад украсили чеканными металлическими панно с сюжетами из истории Киевской Руси.

Контраст со старой застройкой и отсутствие пространства вокруг рынка не позволяют воспринимать его как отдельный объект. Кроме того, в 1990-х он оброс сплошной полосой баннеров и торговыми прилавками, прислоненными к павильону. Все это разделяет модернистское строение и созерцающего его человека и мешает увидеть чистоту архитектурной формы.

В последнее время все чаще говорят о реконструкции Житнего рынка, которая может как уничтожить эстетику сооружения, включая тематические панно, так и нарушить его формы в попытке «облагородить» и «осовременить» здание.

12 июня заместитель киевского мэра Геннадий Плис сообщил, что к концу лета рынок «приведут в порядок». При том что плана по реконструкции еще нет — руководство рынка только готовит конкурс на проведение ремонта, — работы уже идут. В мае начался демонтаж торговых точек, а на начало июня освободили третий этаж здания и крыло второго.

Загс

Еще одно сооружение с вогнутой крышей — это Центральный загс. В отличие от торговых помещений у этого здания не было необходимости в одном большепролетном объеме. Наоборот, особенности функционирования требовали раздельных помещений — торжественного зала и других кабинетов. Поэтому, несмотря на внешнюю похожесть, здание не имеет конструктивного сходства с большепролетными конструкциями рынков.

Дворец бракосочетания построен архитекторами В. И. Гопкало, В. М. Гречиной и инженером Н. М. Юрченко в 1980—1982 годах. Авторы выбрали для здания необычную треугольную форму, за что в народе дворец прозвали «бермудским треугольником». Такая форма неслучайна: благодаря ей потоки людей в загсе не пересекаются и не мешают друг другу, вход и выход — в разных местах, а подъем кровли к краям пропускает в помещение больше света, что особенно важно для торжественного зала. Загс был спроектирован как целый комплекс — с фойе, гардеробом, киосками по продаже цветов и сувениров. Его важным элементом стала лестница на выходе для торжественного появления молодоженов. Также перед загсом оборудовали стоянку на 100 автомобилей.

Кроме своей необычной архитектуры Центральный загс имеет выгодное расположение — на пересечении Воздухофлотского проспекта и проспекта Победы. Но сегодня свободное пространство вокруг него со всех сторон застраивается, и шедевр модернизма рискует затеряться среди растущих высоток.