Вокзалы Москвы: Ленинградский

МОСЛЕНТА продолжает изучать столичные перроны и залы ожидания. Настал черед Ленинградского вокзала. Как и два его собрата (Ярославский и Казанский), он находится на Комсомольской площади, которую москвичи называют площадью трех вокзалов. Ленинградский вокзал — самый старый в Москве. Здание вокзала — памятник архитектуры, охраняется государством.

При этом здесь и с безбарьерной средой все в порядке, и современных «примочек», без которых не обходится жизнь современного путешественника, хватает. Но обо всем по порядку.

Абсолютный контроль

Уже на входе становится понятно: охрана тут бдительная. Стражи правопорядка зорко отслеживают всех, кто пытается проникнуть внутрь.

Обязательный досмотр вещей, впрочем, весьма символический, и проход через рамки металлоискателя.

Хотя, возможно, корреспондент МОСЛЕНТЫ просто не произвел на правоохранителей впечатление человека, представляющего угрозу, а в рюкзаке его не было ничего подозрительного, поэтому его на вокзал пропустили довольно легко.

Внутри самого здания (в залах ожидания, около касс и других стратегических объектов вокзала) за порядком также следят охранники. Вид они производят настолько решительный, что становится неуютно под их пристальным взглядом. Кстати, при попытке корреспондента МОСЛЕНТЫ попасть в зону для инвалидов и женщин с детьми бравый страж порядка и вовсе вскочил и четко объяснил, что вход на эту территорию ТОЛЬКО для маломобильных пассажиров и матерей.

Выпить и закусить

Остаться голодным на Ленинградском вокзале вряд ли получится. Выбор супермаркетов с продуктами, автоматов со снеками, баров и ресторанов быстрого питания тут приятно удивляет, а глаза начинают разбегаться от представленного изобилия.

Сразу хочется попробовать и ароматную выпечку в «Хлебе Насущном» (их тут, кстати, сразу два), и накупить чего-нибудь вкусненького в магазине, а потом подняться на третий этаж и побаловать себя японской кухней в «Планете суши», пиццей в Il Patio или сэндвичем в TGI Fridays.

Потом, конечно же, заглянуть на чашечку каппучино в Costa Coffee и, напоследок, съесть пару шариков мороженого из автомата Baskin Robbins, которых на вокзале сразу несколько штук.

Для любителей чего покрепче на первом этаже имеется бар «Петергоф». Цены там немного выше среднего, зато обстановка довольно оригинальная — кресла, обтянутые бархатом, очаровательные круглые столики, оригинальные светильники, внушительная барная стойка.

В подвальном помещении еще идут ремонтные работы. Но, даже несмотря на это, там также можно найти несколько магазинов с продуктами, автоматы с шоколадками и напитками и, как гласит один из баннеров, скоро на нижнем этаже откроется столовая.

Подарочный комплект

Большой отдел детских игрушек, сувенирные магазины, лавка с ювелирными украшениями — в общем, здесь есть почти все, чтобы порадовать родных и близких какой-нибудь приятной вещью.

Сувениры, как и на всех вокзалах, стандарные: росписные матрешки, сервизы с гжелью, футболки с президентом, брелки и ручки с символикой РЖД и много чего еще.

А вот с цветами на вокзале дела обстоят плохо. Точнее, совсем никак. Так что если планируете кого-то встречать с букетом, то лучше купить его заранее. Не исключаем, что в ходе ремонтных работ и эту оплошность исправят, а пока о таких вещах лучше думать заранее.

В ожидании отъезда

Залов ожидания на Ленинградском вокзале сразу несколько. Можно посидеть на первом этаже или подняться на второй, где располагаются сразу две зоны с креслами.

Пассажирам с детьми однозначно стоит идти на второй этаж, в зал, расположенный справа от эскалатора. Там находится детский игровой уголок, так что скучать вашему чаду до момента отъезда будет некогда.

А вот мамам с малышами до года и маломобильным пассажирам стоит остаться на первом этаже. Для них тут предусмотрена отдельная комната — та самая, в которую нас не пустил бдительный охранник. Кстати, он же и рассказал, что попасть в это помещение можно совершенно бесплатно. Внутри есть отдельный туалет, зона для пеленания, телевизор и удобные диваны и кресла.

Тем, кто не относится к вышеописанной категории граждан, но тоже не прочь провести время в ожидании своего поезда с комфортом, можно за отдельную плату попасть в зал официальных делегаций. Стоимость — 300 рублей в час.

С туалетами проблем тоже возникнуть не должно. Вполне понятные указатели подскажут, в каком направлении идти. Они расположены на нижнем этаже. Стоимость — 30 рублей.

Налегке и в зоне доступа

Wi-Fi на всей территории вокзала работает вполне сносно. Что касается зарядки для гаджетов, то на первом этаже висит специальная табличка с указанием мест на вокзале, где можно бесплатно подзарядить мобильный телефон, планшет или ноутбук.

Согласно объявлению, места для зарядки расположены в зале ожидания №2 возле лифта и в зале №11. Мы, конечно, проверили обы зала, так что сообщаем, табличка не врет. Зарядки для электронных устройств действительно есть. Правда, для такого большого вокзала их все-таки маловато. За то время, пока корреспондент МОСЛЕНТЫ находился в здании, розетки всегда были заняты.

Если проводить время на вокзале до отбытия поезда вы не намерены и хотите погулять, но мешает багаж, то его можно спокойно сдать в камеру хранения. С ними здесь проблем нет. На нижнем этаже располагается сразу несколько автоматических камер хранения, рассчитанных на разный размер и вес багажа, так и стационарные камеры хранения.

В первом случае за первый час в малой ячейке надо будет заплатить 110 рублей и далее по 50 рублей за каждый новый час, в средней — 170 рублей и 60 рублей за каждый следующий час. За сутки хранения придется заплатить от 260 до 360 рублей в зависимости от размера ячейки. В стационарной камере хранения платить надо будет сразу за сутки и независимо от размера ручной клади — 190 рублей и плюс столько же за каждые следующие сутки.

Почти без барьеров

Отдельно стоит отметить Ленинградский вокзал с точки зрения доступности для маломобильных пассажиров. Внутри вокзала есть специальные пандусы вместо ступенек, широкие двери, в которые может проехать инвалидная коляска, и целых шесть лифтов. Ну и, конечно, отдельная комната для отдыха. Согласитесь, звучит довольно оптимистично, если бы не одно «но».

Еще на входе в здание вокзала возникает вполне закономерный вопрос — а как сюда попасть тем, кто не может передвигаться самостоятельно? Дело в том, что сразу после главного входа пассажиров ждет целых десять ступенек, которые человек на инвалидной коляске преодолеть не сможет при все желании. Да, там есть пандусы для детских колясок, но они, увы, гораздо уже, чем колеса инвалидного кресла.

Конечно, маломобильный пассажир всегда может воспользоваться помощью Центра содействия мобильности «РЖД». Но для этого надо оставить заявку по телефону 8-800-510-11-11 за трое суток, но не менее чем за 24 часа до момента оказания услуг. То есть, получается, у пассажира с ограниченными возможностями просто не остается выбора. Либо так, либо никак.

С другой стороны, в перечень услуг центра мобильности входит и организация встречи маломобильного пассажира на территории вокзального комплекса, и сопровождение пассажира от или до транспортного средства по территории вокзального комплекса, его основным зонам (кассовые залы, залы ожидания, камеры хранения, медпункты и иные санитарно-бытовые помещения и помещения обслуживания; пассажирские платформы), оказание помощи при получении предоставляемых на вокзале услуг (оформление проездных документов, пользование камерой хранения и т.д.), предоставление места на вокзале для временного пребывания пассажира на период ожидания транспортного средства, оказание содействия при перемещении багажа, оказание помощи при посадке (высадке) в поезда дальнего следования.

Для справки

Здание вокзала было построено в 40-х годах 19 века по единому проекту архитекторов Тона и Желязевича. Первые поезда начали уходить с вокзала в 1851 году. За всю историю своего существования Ленинградский вокзал несколько раз перестраивали и достраивали. Одна из самых крупных перестроек была сделана в 1977 году.

С Ленинградского вокзала отправляются поезда, следующие в Санкт-Петербург (две трети всех отправлений), Боровичи, Великий Новгород, Мурманск, Осташков, Петрозаводск, Псков, Хельсинки, Таллин. Также отсюда уходят поезда пригородного сообщения до станций Крюково (Зеленоград), Подсолнечная (Солнечногорск), Клин, Конаково, Тверь.

Примерный пассажиропоток Ленинградского вокзала составляет более 500 человек в час. Впрочем, с запуском на данном направлении поездов «Ласточка» маршрута Крюково-Ленинградский вокзал, пассажиропоток заметно увеличился. По данным департамента транспорта Москвы, каждый день «Ласточки» перевозят по 18,5 тысячи человек.