Что такое буржуазия?

ПАВЕЛ СТАРОДУБ

экономист, историк, аспирант МГУ

У понятия «буржуазия» исторически сложилось много значений. Городской житель (от нем. – burg – город, крепость) германских княжеств позднего средневековья, владелец производства или просто состоятельный человек периода нового времени. В разговорном языке так может обозначаться просто человек, ориентированный, прежде всего, на расширенное потребление материальных благ.

Но наибольшую свою известность данный термин получил благодаря «теории классов». В рамках теории классов у понятия буржуазия существует несколько аспектов.

Экономический аспект класса буржуазии. Буржуа есть частный собственник на средства производства.

В качестве средства производства может выступать, как крупный конгломерат (включая производственные компании, финансовые учреждения, торговые сети) – и тогда речь идет о крупной буржуазии; так и примитивная швейная машинка или ПК – тогда речь идее о мелкой буржуазии. Форм экономического класса буржуазии масса. В качестве примера можно привести акционерный капитал, получивший широкое распространение еще на рубеже XIX и XX веков или современные инвестиционные фонды (фонды Баффета и Сороса всем известны).

Под собственностью понимается контроль над имуществом (в том числе осуществление сделок купли-продажи), а так же контроль над процессом распределения доходов, которые это имущество приносит. Собственность может быть как частной, так и коллективной (упомянутые выше акционерные общества, паевые и инвестиционные фонды).

Основная цель осуществления хозяйственной деятельности для буржуа – это максимизация доходов и минимизация издержек. Цель эта может самим буржуа не декларироваться, но на практике она является основной всегда. Именно прибыль есть основной критерий оценки любого капиталистического предприятия.

Осуществление экономической деятельности буржуазией должна осуществляться в условиях рыночной конкуренции. На практике рыночная конкуренция осуществляется в разных формах. В зависимости от конкретно-исторических условий любой рынок может существовать как в форме относительно широкой конкуренции, так и в форме монополии. Рынок любого товара в процессе течения времени стремиться к уменьшению конкуренции и формированию на рынке одного или нескольких крупных игроков.

Политический аспект класса буржуазии. В политическом смысле основной идеологией буржуазии является идеология либерализма в различных ее формах. Философским ядром данной идеологии является представление о личности (частном лице) как об основном субъекте разумной и рациональной деятельности. Ядром политической идеологии либерализма является представление о наличии у каждого человеческого индивида неотъемлемых прав личности, которые гарантируются обществом и государством. На практике права личности существуют только для эмансипированных граждан, количество которых зависит от конкретно-исторических условий.

Декларируемым политическим идеалом класса буржуазии является парламентская демократия, которая переносит конкуренцию из области экономики в область политики. На практике формой политической организации буржуазного общества может быть какой угодно политический режим: от самых широких парламентских демократий до авторитарных и тоталитарных режимов, в зависимости от конкретно-исторических условий.

Социальный аспект класса буржуазии. В социальном смысле класс буржуазии выражен в наиболее обеспеченной материально и духовно (образование, культура) части буржуазного общества.

Психологический аспект класса буржуазии. Психология буржуазии как класса наиболее ярко выражается в индивидуализме, эгоцентризме, строгой ориентации на индивидуальное потребление материальных и нематериальных благ.