Назад в СССР: советская женщина в кинотеатре

Многие сейчас забывают, что СССР была не только самой читающей страной. Ее жители много и часто ходили в кинотеатры. Сегодня мы расскажем о том, как советские девушки смотрели кино.

1. Когда ходили

Советские люди всех возрастов и независимо от пола относились к кинематографу как-то особенно трепетно. И все это с легкой руки В.И. Ленина, который именно его сделал главным орудием пропагандисткой машины. В результате не только выросло количество кинотеатров в городах, но и работали переездные кинобудки, которые колесили по деревенькам всего Союза.

Есть любопытные цифры статистики. В СССР в 1934 году работало 12,2 тысяч киноустановок, из них 11,2 тысяч – в сельской местности. В дальнейшем их число росло лавинообразно: в 1940 году – 28 тысяч, в 1950 г – 42 тыс., 1960 г – 103 тыс., в 1970 г – 157 тыс. Позднее их стало чуть меньше, и как раз за счет сел. Всего работало 5 тысяч кинотеатров. В том же 70-ом году население СССР купило 4,65 миллиардов билетов. Легко подсчитать, что каждый житель Страны Советов, включая младенцев и стариков, ходил в кино 36 раз в год.

Кинотеатр был частым местом для романтических свиданий, туда заглядывали с друзьями и подружками, шли всей семьей, курсом, классом, как по собственной инициативе, так и организованными группами. Например, чтение «Тихого Дона» в школе могли заменить совместным походом в кино. Ходили даже в одиночестве, чтобы посмотреть новинку или забыть на мгновение о проблемах. Поэтому можно смело сказать, что кинотеатр посещали по совершенно разным поводам и практически всегда.

2. Куда ходили

Все очень сильно зависит от периода. До Великой отечественной войны, когда доля сельского населения намного превышала городское, у многих кино ассоциировалось с кинобудкой: небольшим грузовиком или автобусом, который переезжал от деревни к деревне.

Киносеансы устраивали в сельских школах, клубах, сельсовете, просто самой большой избе в округе или на открытом воздухе. В городах под кинозалы могли занять абсолютно разные помещения. От бывших дворцовых залов, в которые совсем недавно проходили балы, до малопригодных неотапливаемых сараев.

В пятидесятых по всей стране началось строительство однотипных кинотеатров. Именно их помнит сейчас большинство жителей городов. Самые маленькие были на 300 мест, в более крупных было несколько залов и одновременно они могли вместить до трех тысяч зрителей.

Самый известный из них – московский «Октябрь». Это были целые комплексы с широкоформатными установками, современным стереозвуком, огромными буфетами и небольшими залами с советскими игровыми автоматами. В парках и в местах отдыха работали еще и летние кинотеатры под открытым небом.

Проходили киносеансы и в многочисленных ДК. Существовали еще и такие культурные учреждения как Дома офицеров, студентов и ученых. Новинки проката приходили туда с небольшим опозданием, но зато очень часто по выходным после просмотра кино устраивали танцы. Поэтому многие девушки старались взять билеты именно туда. Ведь можно было не только пересмотреть любимый фильм, но и познакомиться с перспективным «молчелом».

3. Сколько тратили

Оценить затраты на поход в кино довольно сложно, но в любом случае они были небольшими. В семидесятых годах детский билет стоил всего 15 копеек, взрослый на дневной сеанс – 25 копеек.

Самые затратные вечерние сеансы обходились в целый полтинник. Что-то тратили на мороженное, иногда на сахарную вату, которую продавали в парках. Обычно на такой культпоход уходило два-три рубля на человека.

Однако некоторые люди умудрялись потратить намного больше этой суммы. Все дело в открытках с популярными актерами и кадрами из фильмов. Покупали их очень многие, да и стоили они немного: от двадцати до пятидесяти копеек. Но находились и фанаты. Они собирали настоящие коллекции, которые занимали целые ящики. Скупалось практически все, что издавалось.

4. Что смотрели

Судя по огромным очередям около касс могло создаться впечатление, что в СССР смотрели все подряд. На самом деле, гендерное разделение в кинотеатре чувствовалось особенно остро.

Мужчины от мала до велика брали билеты на что-нибудь про войну и детективы. Дамы, даже в самом нежном возрасте, предпочитали мелодрамы и романтические комедии. Неслучайно именно они занимают больше половины ТОП-20 кассовых фильмов за всю историю советского кинопроката, а первой стала мексиканская мелодрама «Есения». Ее посмотрели 91 млн. человек.

Некоторые фильмы становились мегапопулярными, даже культовыми их назвать – значит, преуменьшить влияние. Женщины одевались как любимые героини, стриглись и красились под них. Платье Гурченко из «Карнавальной ночи» дало толчок советской моде. «Бабетта идет на войну» на долгие годы превратила бабетту в главную прическу для выхода в свет. Меховая шапка на героине Брыльской Наде из «Иронии судьбы» привела к дикому ажиотажу на этот головной убор.

Особая любовь советских женщин – индийский кинематограф. Продукция Болливуда была простой, незамысловатой и, откровенно говоря, не самого высокого качества (хотя в СССР отбирали все же лучшее), но там обязательно кипели сильные чувства, присутствовала романтика и звучала музыка. «Джими-джими, ачи-ачи» из «Танцора диска» распевала вся страна.

5. Кого любили

Любовь советских зрительниц была всеохватывающей и безоглядной. Главная роль в кинохите тут же делала актера по-настоящему знаменитым. Его узнавали на улице, засыпали письмами, милиционеры отдавали честь, как Евгению Жарикову после фильма «Рожденная революцией», а сотни и тысячи женщин признавались в любви.

Поклонение могло быть действительно всенародным. Сложно сказать, кто был самым обожаемым, но первая десятка секс-символов выглядела бы скорее всего так:

• Леонид Утесов был хорошо известен в стране благодаря своему оркестру «Теа-Джаз», но появление на экране «Веселых ребят» Александрова сделало его славу просто оглушающей.

• Владимир Высоцкий стал звездой после выхода фильма «Вертикаль», в котором он не только сыграл одну из главных ролей, но и исполнил пять песен.

• Василий Лановой практически с первых шагов в кино получил славу покорителя женских сердец, тем более что одной из первых в его фильмографии стоит роль капитана Грея из «Алых парусов».

• Андрей Миронов, первая же крупная роль в романтической комедии «Три плюс два» тут же превратила его в секс-символа.

• Олег Янковский парадоксальным образом стал мегазвездой благодаря роли офицера СС в суперпопулярном фильме «Щит и меч». Что интересно, практически сразу он сыграл харизматичного красноармейца Некрасова в фильме «Служили два товарища».

• Александра Абдулова сделала известным роль Медведя в захаровском «Обыкновенном чуде», но в сердце многих женщин он оказался после фильма «С любимыми не расставайтесь», в котором играл со своей женой Ириной Алферовой.

• Дмитрий Харатьян успел сняться в восемнадцати фильмах, когда вышла кинолента «Гардемарины, вперед», после которого женщины буквально не давали ему прохода.

• Михаил Боярский стал кумиром мальчишек после выхода на экран фильма «Д’Артаньян и три мушкетера», но и женщин гасконец буквально сводил с ума.

• Леонид Филатов попал в секс-символы случайно, благодаря настоящей постельной сцене в советском блокбастере «Экипаж».

• Вячеслав Тихонов после ролей Печорина в «Герой нашего времени» и князя Болконского в «Войне и мире» не мог не стать мечтой многих советских женщин, даже несмотря на то, что в дальнейшем больше играл разведчиков, следователей и офицеров.

6. Как все происходило

Для начала необходимо было купить билеты. Это делали заранее, выстаивая иногда немаленькие очереди. В пятидесятых и шестидесятых, когда желающих пойти в кино было больше, чем мест в кинотеатрах, за билет на какой-нибудь популярный фильм приходилось чуть ли не биться. В семидесятых, когда кинотеатры понатыкали даже в спальных районах, стало попроще. Но все равно о билетах в лучшие, расположенные в центре, залы надо было озаботиться за несколько дней.

Подростки и дети ходили в кино днем. Во-первых, дневные сеансы были дешевле, а во-вторых, на вечерние их могли попросту не пустить. Взрослые может и рады были немного сэкономить, но днем работали. Самыми свободными в этом плане были студенты. Большинство зрителей приходило непосредственно к началу сеанса. Девушки очень часто именно у кинотеатра назначали свидания. Буфеты работали далеко не во всех, но летом обязательно где-то поблизости стояла тележка с мороженым.

Собирались прямо у входа. Вестибюль обычно украшали фотографиями киноактеров и кадрами из фильмов. Интерьер внутри был самым разнообразным, но в большинстве своем царил благородный и бедненький минимализм. После сеанса народ выпускали через другие двери, но все снова возвращались к входу, чтобы обсудить увиденное.

Кинотеатры были довольно спокойным местом. Скандалы возникали только тогда, когда кассиры, которые заполняли билеты вручную, продавали на одно место сразу два билета. Урегулировать спор удавалось с помощью раскладных стульев. Далеко не всегда это было ошибкой, зачастую персонал таким образом просто зарабатывал «левак».

Попкорна в советских кинотеатрах не было. Зато существовали семечки. Если в столицах они были не сильно распространены, то в провинции билетерши пристально следили, чтобы не лузгали и не плевались. Сдерживать народный порыв удавалось плохо.

7. Где целовались

Мест для поцелуев в советских кинотеатрах не было. Дело совсем не в том, что в СССР не было секса. Первая проблема, с которой сталкивались влюбленные – это довольно узкие кресла. По сравнению с американскими, например. Второе препятствие намного серьезнее: в СССР не было ночных сеансов. В 23:00 все кинотеатры закрывались. В-третьих, в большинстве случаев залы были переполнены народом: интимная обстановка как-то не складывалась.

В довершение всего старушки, которые работали билетершами-контролерами. Они брали на себя еще и функции последних защитниц нравственности и морали, что не входило в их должностные обязанности. Например, на фильм «А если это любовь» о первых чувствах старшеклассников в некоторые кинотеатры не пускали не только самих старшеклассников, но и слишком молодо выглядевших студентов. Хотя по сегодняшним меркам в фильме нет ничего такого предосудительного.