«Бесовские» развлечения Средневековья

В начале мая столичные археологи нашли в центре города «шахматный клад» — монеты середины XVI века, спрятанные в костяной шахматной фигуре слона. Но улицы столицы открывают исследователям не одну вещицу, которая свидетельствует о привлекательности не только простых, глиняных или деревянных, детских игрушек, но и азартных «бесовских» развлечений для жителей средневекового города. МОСЛЕНТА вместе со специалистами Музея Москвы изучила игровую культуру столицы XV-XVII веков.

Игры раннего железного века

I тысячелетие до нашей эры — дата самой «взрослой» игрушки, которую нашли на территории столицы. Невзрачного глиняного кабанчика, который сегодня хранится в Музее Москвы, держали в руках жители эпохи раннего железного века, а, чаще всего, найденные археологами столицы игрушки — это осколки городской истории XV- XVII веков.

«Глиняный кабанчик — это находка, принадлежащая дьяковской археологической культуре, у исследователей нет письменных источников, которые рассказали бы о том, во что играли древние жители современного Московского края. Мы не можем со стопроцентной уверенностью сказать, что это детская игрушка. Мне, например, ближе такая версия. Но тогда люди занимались охотой и скотоводством, были язычниками, и это могла быть какая-то ритуальная вещь», — рассказывает заведующая сектором отдела археологии Музея Москвы Екатерина Святицкая.

Коники, медведи и птички

Из детских игрушек археологам Москвы чаще всего встречаются глиняные коники. Материал, из которого они сделаны, — обожженная глина, — один из самых хорошо сохраняющихся в столичных почвах, а изображали игрушки предметы, людей и животных из того мира, который окружал городского ребенка. Лошадей он видел на улицах и во дворе своего дома, ему также были знакомы и медведи, и барашки, глиняные «воспроизведения» которых также находят во время раскопок.

ФОТО.

«Игрушечные медведи всегда в ошейничках и намордниках, они не изображают диких лесных зверей. Когда в Москве были ярмарочные гуляния, с такими дрессированными животными приходили поводыри», — объясняет Екатерина Святицкая. Из глины делали и свистульки в форме птичек с головой барашка, и свистульки, которые назывались «соловей». В такие игрушки можно было залить воду. Когда в них дули, получалась трель, похожая на соловьиную. Музицировали и на глиняных флейтах.

Керамическими были и расписные погремушки в форме небольших шаров. Они делались полыми внутри, и в них гремели мелкие глиняные шарики или просто камушки. Разведенные в воде, белая и красная глины превращались и в «краску» для росписи игрушек.

Игры на костях

Жители средневековья были рачительными хозяевами, поэтому игрушки для своих детей они часто делали из костей животных. Так появились детские коньки — отшлифованные кости коровы или лошади, на которых скользили по льду, бабки — кости овец, коз или коров, которые нужно было ловко бросать, состязаясь командами, шашки — плоские костяные квадраты с циркульным орнаментом.

«Например, ладья, которую в начале мая нашли археологи Москвы, — из обычной кости, а не из слоновой или мамонтовой, не из моржового клыка. Хотя из них тоже делали шахматы, но уже для знатных особ», — отметила заведующая сектором отдела археологии.

Современные игры из средневековья

Некоторые средневековые игры, которые прошли вековой исторический путь, мы и сегодня можем найти в комнатах современных детей. Так, еще во времена Ивана Грозного играли в кубарь — небольшой деревянный цилиндрик, зауженный книзу. Сегодня эту же игру, правда, немного изменившуюся, называют волчком или юлой.

«Это была палочка с привязанной веревочкой, кнутик, при помощи которого раскручивали сам кубарь. Потом его продолжали подхлестывать кнутиком. У кого дольше вертится кубарь, тот победил», — объясняет Екатерина Святицкая. Игра в мяч — тоже старинная забава, которая трансформировалась в несколько современных игр. Средневековые мячи были кожаными и набитыми упругой шерстью. Отскакивать от земли такой мяч не мог, их пинали или подталкивали палками.

«У нас сохранился фрагмент кожаного мяча. Из подобных деталей сшивали мяч, набивали его овечьей шерстью, и гоняли по полю. Такая игра, вероятно, напоминала современный хоккей с мячом», — рассказывает эксперт.

В XVII веке часто развлекались устраивая ярмарочные кукольные представления. Поверх ширмы выглядывали куклы, которые надевались на руку кукловода как перчатки. Одну из них — кожаную козу — в конце прошлого века археологи нашли в Москве недалеко от Гостиного двора.

Взрослые — детям

В средневековой культуре ребенок, едва научившийся помогать родителям, воспринимался практически как взрослый. Не существовало даже специальной детской одежды: научившегося ходить ребенка одевали так же, как и его родителя, разве что размер был меньше.

Игрушки тоже отображали мир взрослых: это могли быть фигурки людей, занимающихся повседневными делами. В Музее Москвы экспонируется игрушка в виде возницы, сидящего в санях. На его поднятые глиняные руки наматывались вожжи, были детально вылеплены сами сани — расписные, с прорезями под полозьями. Прилагалась к саням и лошадка.

Бесовские игры

Взрослые не уступали детям в желании поиграть. Предпочитали в основном азартные развлечения.

«Играли на деньги, как правило, в шахматы, шашки, зернь. Когда уговаривали сыграть, то обещали играть «за любовь» — то есть на интерес, — а на деле человек ввязывался в опасную азартную игру. А потом стража могла и на съезжую забрать, — это за драки после игр. Такое бывало часто», — объясняет Екатерина Святицкая.

Самые ранние шахматные фигурки в Москве относятся к XIV веку. Играли в тавлеи, впервые появившиеся еще в Древней Греции, и нечто похожее на хнефатафл — скандинавский тип игры, в которой ходы нужно делать с четырех сторон доски. Доски для шахмат делали из белого камня ( известняка).

«В игры типа шахмат тоже играли на деньги. Вспомните майскую находку «шахматного клада». Там в фигурке слона были спрятаны деньги», — рассказывает специалист.

Церковь такие «бесовские игры» осуждала. Но в шахматы играли многие представители знати, да и простые горожане тоже.

«Очень любил шахматы царь Иван Грозный. Это упоминают иностранцы, которые о нем писали. Шахматы находят по всему историческому центру Москвы. Одна из средневековых шахматных фигурок из коллекции Музея Москвы сделана в форме зубца кремлевской стены», — объясняет Екатерина Святицкая. — Царский вариант — фигурки из слоновой, моржовой или мамонтовой кости, а также из черненого серебра, инкрустированные драгоценными камнями. Обычные горожане играли фигурками из обычной кости или дерева».

Хитрый кубик

В середине ХХ века в Александровском саду, недалеко от Кутафьей башни, нашли другое свидетельство того, что москвичи любили азартные и даже опасные игры, — сумку-калиту, в которой лежал игральный кубик, размером примерно с половину ногтя, и нож-стилет.

«Хозяин сумки – москвич XV века, не просто играл на деньги, а знал, что ему придется защищаться или нападать, поэтому носил с собой острый стилет. Его кубик был маленьким, чтобы легче было спрятать или проглотить, а может и зажать между пальцами или затоптать в грязь.

Игра с использованием кубиков с точками на гранях — так называемая «зернь», — тоже запрещалась церковью», — объяснила заведующая сектором отдела археологии Музея Москвы.