Войти в почту

Какой фильм сломал вам мозг?

АЛЕКСЕЙ ФИЛИППОВ

кинообозреватель kino-teatr.ru

Дальше авторские коленца становятся более-менее понятны, и сломать мозг дважды не получается.

Как правило, "мозголомные" фильмы снимают конкретные режиссеры, провоцируя проштудировать их фильмографию в поисках вечного кайфа, но он так и остается в первом просмотре (потому что дальше авторские коленца становятся более-менее понятны, и сломать мозг дважды не получается).

Первой на ум приходит "Внутренняя империя" (да, Линч, кажется, попадает в любой такой список по дефолту), которая, как и "Малхолланд драйв" существует еще в поджанре "кино о кино". На их фоне "Шоссе в никуда" и особенно "Синий бархат" кажутся довольно простыми фильмами (хотя речь, конечно, о возникающем в процессе знакомства с Линчем навыке выстраивать свою версию событий - фильм все-таки произведение многозначное).

Второй фаворит - Сатоси Кон. опять же благодаря пальме первенства более мозголомное впечатление оставила "Истинная грусть" (и снова "кино о кино"), хотя больше располагает, казалось бы, "Паприка" - история про путешествие в чужие сны с целью лечения психологических болезней ("Паприку" я люблю гораздо больше, но уже с пометкой "кристально ясное странное кино").

Ричард Келли с его "Донни Дарко" - тоже хрестоматийный пример: путешествия во времени, странный кролик, разговоры о смерти. Однако у Келли есть и настоящий magnum opus, раскодировать который гораздо сложнее (ДД все-таки компактнее и проще), "Сказки Юга" - своего рода сюрреалистический наиновейший завет с глубоким погружением в литературу и не только, а также реальность 2000-х, которая отзывается в сатирическом мире будущего Келли.

Или Гай Мэддин - человек, сопрягший эстетику немого кино со снами, подавленными желаниями и прочими фантазмами. Его недавний фильм "Запретная комната" - прекрасный пример ироничного психоанализа, где деталь одного фильма становится поводом для другого - воспоминание, сон, неизжитый комплекс, и вот вулкану что-то снится, а усы отправляют нас в детство второстепенного персонажа чьего-то сна. Альтернативные варианты - "Клеймо на мозге" или "Замочная скважина".

Главным новым странным сейчас считается Шейн Каррут, чей Primer - подробно рассказанная история про путешествия во времени (и есть подозрение, что не самый сложный сюжет, если читать его при помощи составленной фанатами схемы, производит мозголомный эффект именно благодаря изобилию терминов и расчетов в кадре). Каррут на этом не остановился - и снял еще "Примесь", тоже претендующую на мозголомность.

Ну и было бы несправедливо не назвать Полански и Кубрика. Первый, например, снял "Жильца" - фильм, который оказывается закольцован, то есть его начало - одновременно и его конец, справедливо и обратное (предположительно его можно смотреть на репите). "Жилец" вспомнился и потому, что в ряду "мозголомных" фильмов часто называют ленты про двойников, снятые под влиянием как раз Полански (его "Ребенок Розмари" тоже не дает однозначного ответа в финале, что оставляет характерное чувство неудовлетворенности). Аналогичной двусмысленостью пропитано "С широко закрытыми глазами", где сексуальные фантазии смыкаются с корпоративной конспирологией (тот же Вильнев снимал "Врага" явно под большим влиянием Кубрика).